a_forester (a_forester) wrote in ecology_ru,
a_forester
a_forester
ecology_ru

Categories:

Почему в России отсутствует производство жидкого топлива с этанолом? Перспективы развития отрасли

Оригинал взят у a_forester в Почему в России отсутствует производство жидкого топлива с этанолом? Перспективы развития отрасли


    Сегодня во многих странах(США, ЕС, Бразилия) этиловый спирт (этанол) рассматривается не в качестве основы для производства алкогольных напитков, а как экологически чистое топливо из возобновляемого растительного сырья. На эти цели используется до 90% выпускаемого этанола.
    На мировом рынке производство биоэтанола, то есть этанола, изготовленного из возобновляемого растительного сырья, является наиболее быстрорастущей отраслью промышленности (до 20% в год).Его применение в качестве моторного топлива - широко распространенная практика. Основную часть биотоплива составляет именно биоэтанол.

    Какие же основные причины препятствуют развитию данной отрасли?
    Прежде всего сверхцентрализация власти, сложившияся в результате большевисткой революции 1917г., и последовавшее за ним уничтожение региональных и местных форм власти. Бюрократическая номенклатура, многочисленные федеральные контрольные органы, меры носящих запретительный характер не дают полноценно развиваться малому и среднему бизнесу. Выживают крупные корпорации, которые могут оказывать воздействие на государственном уровне на экономическую политику.
    Также сырьевой тип экономики России, сложившихся после уничтожения СССР и государственного переворота 1993 г.

   Виды смесей бензинов с этанолом:
Е85 (смесь 85 % этанола и 15 % бензина; буква «Е» от английского Ethanol)
Е5, Е7, Е10 — смеси с низким содержанием этанола (5, 7 и 10 весовых процентов, соответственно)
Е20(распространён в Бразилии).
Е100 (смесь 96 % этанола и 4 % воды, в силу того, что этанол гигроскопичен).

    Преимущества бензинов с добавлением этанола

     Смесь бензина и этанола, известная под названием E-10, используется в американскими автомобилистами вот уже четверть века. Использование E-10 разрешено всеми крупными производителями автомобилей. Топливо Е-10, подходящее для использования во всех видах автомобилей, улучшает работу двигателя путем добавления 2-3 октановых единиц к детонационной стойкости топлива, противодействует перегреву двигателя, выполняет функцию антифриза топливопровода и не вызывает загрязнения топливной форсунки.
     В США толчок биоэтанолу дал, среди прочего, запрет на использование в бензине МТБЭ — самого распространенного, но считающегося вредным октаноповышающего компонента. Переработчикам все равно нужны оксигенаты(добавки, повышающие октановое число), и биоэтанол может стать хорошей альтернативой.

    Наличие кислорода в спирте способствует более полному сгоранию топлива и, следовательно, меньшему содержанию токсичных продуктов в отработавших газах (по разным оценкам - от 25 до 30%). При этом биоэтанол имеет и ряд других преимуществ перед бензином:

* пары этанола рассеиваются быстрее;
* он менее токсичен, не содержит канцерогенных компонентов;
* его пары менее огнеопасны (из-за более высокой температуры самовоспламенения);
* текучесть этанола выше, благодаря чему нет проблем с работой двигателя в холодную погоду;
* электропроводность спирта значительно выше, что снижает возможность накопления статического электричества при движении топлива (в том числе и в топливной системе);
* октановое число смешения этанола превышает 120 единиц.

     В последнее время в России также появился значительный интерес к использованию этанола в составе моторных топлив. Причин тому несколько, главными из которых являются общемировые тенденции и желание отечественных компаний выйти со своими бензинами на европейских потребителей. Вместе с тем, производство этанола позволило бы нашей стране найти легальное применение тому избытку изготавливаемого у нас спирта, который так или иначе ищет выхода на рынок, как правило - на черный.

    За последние года были предприняты определенные шаги для налаживания в стране процесса производства топливного этанола. В частности, в Общероссийский классификатор продукции внесена отдельная подгруппа 02 5140 "Альтернативные виды топлива", в составе которой выделена позиция 02 5142 "Этанольное моторное топливо с содержанием этанола свыше 5% по объему для двигателей внутреннего сгорания с принудительным зажиганием". С1 июля 2004 г. введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 52201-2004 - "Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы. Общие технические требования". Разработан ряд технических условий на эту продукцию.


    Запрет на производство биотоплива в стране

    Дело в том, что с 2006 года вступили в действие изменения к Закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и к главе "Акцизы" Налогового кодекса РФ. Данное нововведение налагает дополнительные ограничения на производство и оборот спиртов, в том числе денатурированных, более того - вводится акциз. В результате принятия вышеназванных документов бензин, содержащий более 1,5% спирта, признается спиртосодержащей продукцией со всеми вытекающими последствиями: его изготовление и реализация подлежат лицензированию и специальному контролю со стороны налоговых органов. Новый акциз, в свою очередь, практически исключает саму возможность применения этанола в качестве моторного топлива, так как ставка слишком велика - 21,5 рубля за литр. Спиртосодержащие добавки облагаются столь же значительно -159 рублей за 1 л содержащегося в них спирта. Иначе говоря, в отличие от большинства развитых стран, где экономически и законодательно стимулируют использование спиртосодержащих добавок к моторным топливам, в России фактически введен запрет на производство и применение биоэтанола (на данный момент акцизы, налоги ещё были повышены).


    Перспективы создания и развития биотопливной(производство биоэтанола) отрасли в России

1 шаг
     Поправки, на наш взгляд, нужны следующие. Во-первых, бензин, содержащий не более 10% спирта, не должен приравниваться к алкогольной продукции и на него не должны распространяться соответствующие ограничения на производство и оборот.
    Во-вторых, в Налоговом кодексе необходимо предусмотреть освобождение от акциза применительно как к топливному этанолу, так и к денатурированному спирту, используемому для его изготовления. Это освобождение может быть прямым, непосредственным, либо же начисление акциза должно сопровождаться последующим его вычетом, как это происходит при производстве неспиртосодержащей продукции с применением денатурированного спирта. При таком подходе возможность строгого налогового контроля над целевым использованием топливного этанола гарантирована.
 
    И, наконец, в-третьих, следует предусмотреть систему экономического стимулирования выпуска топлив с этанолом. Вариантов здесь много. Это и субсидирование производителей спирта, что с успехом практикуется в Германии. Это и снижение на 50% акциза на спиртосодержащий бензин, что имеет место с 2007 г. на Украине. Это и уменьшение акциза на бензины повышенного качества с улучшенными экологическими свойствами - об актуальности такой меры все чаще говорят у нас в России. Так или иначе, но вопрос надо решать, и уже сейчас, не откладывая.

     В России ежегодно выпускается примерно 40 млрд литров. Замена 2% на топливный спирт в соответствии с нормами, принятыми в ЕС, потребует 800 млн л. этанола. На первом этапе большинство этанола может выпускаться на существующих спиртзаводах.

     Стимулирование продавцов(сеть автозаправок) бензинов с добавкой этанола. Да и самим производителям это выгодно, т.к. нефть не бесконечна. Отработка технологии производства топлив с добавкой биоэтанола позволит ведущим фирмам выходить на зарубежный рынок не только по этанолу, но и самому топливу.
     Продвижение более мощного бензина Е10, Е20,  с эффектом моющих присадок, защищающих двигатель, позволит развить и поднять имидж компании, производящей, продвигающей такие бензины. К тому же позволит компании носить имя передовой, использующей современные технологии, и стремящейся к экологическому образу жизни.

2 шаг
     По мере увеличения объемов производства топлива с биоэтанолом. Переходить на производство биоэтанола 2 поколения(получение топлива из целлюлозы, биогаза из отходов сельхозпроизводва), производство которого уже в России существует и опробовано.
   Производство не из зерна и другой продукции, а из отходов лесообрабатывающей, сельскохозяйственной промышленности.

3 шаг
    Внедрение топлива полностью на биоэтаноле. Как это сделано в Бразилии. Правда это потребует измений в настройках двигателя и частичной доработке. Это уже вопрос к производителям автотехники и обслуживающих компаний, также и к законодателям.


    Источник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments